Абсолютно объективное и непредвзятое сравнение цифровой обработки с таким отсталым и застойным явлением, как аналоговый звук.

     Существует множество предубеждений против цифрового звука, как среди людей слушающих, так и среди профессионалов, которые производят музыку. Считается, что аналоговый звук "теплее", имеет больший динамический и частотный диапазоны и в целом лучше. Некоторые ценители предпочитают протирать пластинки антистатическими тряпочками вместо простого включил и услышал на CD плейере.
     Игла проигрывателя имеет физические ограничения на скорость, с которой она может следить за виниловой дорожкой — это ширина 300мк на частоте 300Гц и только 50мк на 20кГц. Что приводит к использованию многополосных лимитеров при мастеринге, которые сужают динамический диапазон в области высоких частот — Myths (Vinyl).
     Производители цифровых студий добавляют кнопку HEAT (Harmonically Enhanced Algorithm Technology), чтобы звук имел аналоговую окраску. То есть был искажен так же, как и аналоговая запись, добавляя четные или нечетные гармоники. Таким образом добиваются более "жирного" звучания. Подробнее можно почитать на сайте производителя — Crane Song об устройстве HEDD (Harmonically Enhanced Digital Device). При этом любая студийная аппаратура гордится минимум THD искажений, что расскладывается на слова — Third Harmonic Distortion. То есть для качественного воспроизведения всеми силами снижаются любые гармонические искажения, а для получения "аналогового" звука, нужно их добавлять.
     К аналоговому звуку можно относиться, как к инструменту, на котором играют олд-скул звукоинженеры и остальные посвященные. Для людей, которых интересует качество, подходит цифровая запись.
     Кто-нибудь может себе представить полностью аналоговую студию звукозаписи, где звук пишется на пленку, которая потом режется ножницами и склеивается скотчем и из этого материала изготавливается пластинка?! В 21-ом веке любая студия рано или поздно оцифровывает звук и не без причины — так удобнее, быстрее и качественнее.
     Попробуйте выровнять АЧХ записи используя аналоговый эквалайзер. Есть большие шансы, что фазовая характеристика превратится в полную кашу. При цифровой обработке — а, пожалуйста — идеально-линейная фаза. Тоже самое с реверберацией, используя цифровой эффект можно выбирать миллион параметров и настроить звук под любое помещение. В аналоговом варианте нужно менять пружины.
     С цифровой записью тоже есть проблемы, основная — это безграмотное использование техники и поклонение метафизическим законам. Звукоинженерам, которые переходят с аналога на цифру, нужно производить полную перезагрузку и начинать читать технически-грамотную литературу. На слух с цифрой работать нельзя.
     С другой стороны, человек начинающий работать со звуком на компьютере, имея парочку микрофонов, звуковую карту и практически любой современный редактор начиная с бесплатного Audacity, сразу получает набор мощных инструментов, которые позволяют производить полный цикл от записи до выкладывания MP3 на Twitter/Facebook. Качество производимого материала в основном будет ограничиваться самокритичностью и нехваткой времени. Можно полностью сконцентрироваться на творческих моментах, а не бороться с паразитными наводками и высохшими конденсаторами.
     И последнее, если все-таки соберетесь входить в мир прекрасных людей и чистого звука — купите выносную звуковую карту — тяжело избавиться от компьютерных помех внутри компьютера.

5 comments:

  1. Очень категоричное заявление, если честно. Кнопка HEAT и ее аналоги ввиде энхансеров, хармонайзеров и компрессоров с аналоговым дисторшином как раз и существуют, чтобы получить из мертвого, математически точного, кристально чистого звука приятный человеческому уху "аналоговый" звук, наполненный естественными искажениями. Как по мне, эти искажения имеют такое же значения для уха, как клетчатка для желудка. Посему не согласен с утверджением, что аналоговый звук - отсталое и застойное явление

    ReplyDelete
  2. Следует различать производство звука и его воспроизведение. При производстве возможно использовать любые устройства, хоть аналоговые, хоть цифровые, добиваясь интересного звучания. При этом использование аналоговых эффектов - это всего лишь способ получить интересный звук, но никак не правильно передать записанный инструмент. При воспроизведении использованиее аналоговых эффектов совсем уж спорная тема.

    ReplyDelete
  3. Согласен с Silver shadow, очень каткгоричное мнение. Как человек имеющий опыт в сфере продажи проффесиональной аппаратуры, скажу, что на самом деле аналоговые и цифровые приборы покупаются для серьезных судий почти в одинаковом соотношении. Причем, одними и теми же звукорежами. Люди выбирают не по принципу "цифра" или "аналог", а под конкретные задачи. И по цене.

    Преимущество цифры - удобство работы с сигналом и относительная дешевизна.

    Разницу между цифрой и аналогом не услышишь в наушниках или колонках за 100 грн. На это часто и ведутся. И на большинстве живых концертах, кстати, тоже не услышишь. Поэтому "цифра" там значительно удобнее - взял одни цифровой пульт, где представлены все виды обработок звука и поехали.
    Но как только попадаешь в правильное помещение и с правильной аппаратурой восприятие сразу меняется.

    С чем могу согласиться - полностью цифровые студии хороши для начинающих, которым нужен базовый набор обработки сигнала и они еще не ловят разницы, к примеру, в звучании комрессоров фирмы SPL и
    Drumwer. Те, кто начинает понимать, но денег нет, могут взять плагинчик за $300-500 (виртуальный эмулятор аналогового брата). Но если деньги есть - берут оригинал и не мучаются.
    Интересный факт - 70% всех плагинов (если не больше) банально эмулируют звучание аналоговых приборов. При этом делает это далеко не идеально.

    Поэтому, реальность такова, что почти все студии сейчас - гибридные. Т.е. используют как аналоговые, так и цифровые приборы. И если цифровые пульты сейчас вытесняют аналоговые (то самое преимущество цифры в редактировании), то аналоговые приборы обработки звука прочно держат позиции и похоже, сдавать их не собираются.

    ReplyDelete
  4. 1. THD это не Third Harmonic Distortion а Total Harmonic Distortion
    2. Производители цифровых студий добавляют кнопку HEAT (Harmonically Enhanced Algorithm Technology) - HEAT Это продукт фирмы AVID (Digidesign) ,к другим производителям он отношения не имеет.

    3.Попробуйте выровнять АЧХ записи используя аналоговый эквалайзер. Есть большие шансы, что фазовая характеристика превратится в полную кашу. При цифровой обработке — а, пожалуйста — идеально-линейная фаза.

    АЧХ неимеет никакого отношения к фазе . Работа эквалайзера основана на сдвиге фазы на определенный частотах , за исключением цифровых эквалайзеров с линейной фазой. В цифровых студиях большиство еквалайзеров изменит фазовую характеристику точно так-же как и аналоговый эквалайзер, за исключением эквалайзеров с линейной фазой .

    ReplyDelete
  5. 2Anonymous

    Про THD согласен, правильнее писать Total, но измеряют этот показатель часто по 3-ей гармонике. Поэтому оба варианта допустимы.

    HEAT - маркетиноговое имя Avid-а, но подобные гармонайзеры делают и другие производители (HEDD - Harmonically Enhanced Digital Device от Crane Song).

    То что работа эквалайзера основана на сдвиге фазы на определенных частотах - это уже никуда не годится. Задача эквалайзера изменить АЧХ, оставив ФЧХ нетронутой. Эквалайзер может изменять ФЧХ, но это его недостаток, а не преимущество.

    ReplyDelete